Третьего декабря, на заключительном мероприятие «Мы вместе», команда проекта «Учимся жить вместе» подвела итоги. Руководитель проекта Сладкина Е.Г. напомнила замещающим семьям, что данный проект направлен был на профилактику вторичного сиротства и сохранность целостности замещающей семьи. В рамках проекта: педагоги-психологи проводили диагностические комплексы на выявление детско-родительских отношений и уровня родительских компетенций; индивидуальные консультации по решению и выработки возможных вариантов поведения членов семьи при возникновении проблемных ситуаций; оказывали помощь при экстренных ситуациях; реализовывали психолого-педагогические программы «Мир в душе», «Мир дому моему». Программа «Мир дому моему» была направлена на: повышение ценности семьи; укрепления отношений и повышению эмоционального настроения; снятию тревожности, импульсивности, напряженности и страхов в отношениях между родителями и ребенком. Программа «Мир в душе» помогала преодолевать возникающие кризисы в поведении несовершеннолетних, обучение их применять полученные знания и умения в самостоятельном выходе из сложившейся ситуации. Занятия в клубе «Добрые встречи» «исцеляли», «лечили» и повышали родительские компетенции, и укрепляли межличностные взаимоотношения с опекунами и детьми в семье. Арт-терапия с несовершеннолетними детьми с применением интерактивных форм работы снимала эмоциональное напряжение и улучшала детско-родительские отношения. Евгения Георгиевна выделила, что итоги заключительного диагностирования показали изменение отношений всех участников проекта к своим взглядам на воспитание, поступки и поведение. А главное улучшились детско-родительские отношения.
В разговоре замещающие родители поделились своими впечатлениями от участия в проекте. Организаторам были высказаны слова благодарности за оказанную помощь и поддержку. Участники Проекта отметили, что специалисты были к ним очень внимательны, а для них это немаловажно, у них появилась возможность принять участие в семинарах-тренингах, способствующих повышению родительской компетенции, поделиться опытом и перенять его у других, особенно были отмечены те встречи, когда были приглашены привлеченные специалисты. Также для опекунов была важна работа педагога-психолога Центра с детьми. После таких занятий по АРТ-терапии, со слов замещающих родителей, у детей отмечалось снятие эмоционального напряжения, что способствовало улучшению детско-родительских отношений. Также замещающие родители отметили, что была проведена колоссальная работа педагога-психолога для детей с девиантным поведением. Были отмечены применение различных форм работы, в их числе песочная терапия, сенсорная комната, использование интерактивного пола.
Основные слова, сказанные замещающими родителями: «актуально и интересно», «полезно и увлекательно», «открыто, доступно, вовремя», «общение, дружба, знакомство», «важность выбранных тем», «познавательно», «ошарашили знаниями», «весело и вкусно», «донесли и сказали много информации», «оригинальный подход к работе с семьей», «дружба детского коллектива», «доверие специалисту», «удобное время работы-суббота», «возможность делится опытом», «вылечили», «решение проблем, сложностей», «реабилитация семьи», «семья сплочение, дружнее», «баба ты стала мой мамой», «защита интересов специалистами», «вы нам стали родными».
Своё впечатление о проекте дети изобразили в виде своих эмоций и чувств. В целом все сошлись на том, что каждый получил заряд впечатлений. Рисуя радугу, они изображали различный спектр полученных эмоций: от радости до страха, от спокойствия и умиротворения до переживаний и чувства вины. Изображая улыбающийся смайлик, они говорили о положительном отношении к проделанной работе, о приятных эмоциях. Плачущую тучка (девочка много расстраивалась по личным проблемам и чувствовала себя лишней) перекрывает огромное сердце, говорящее о чувстве благодарности и других теплых ощущениях. Посвященный рисунок педагогу говорит о любви к педагогу-психологу, с которым они стали эмоционально близки, что помогло наладить отношения с социумом и в семье. Изображенное сердце говорит о мире среди людей, о приобретении терпимости и принятия по отношению к окружающим. Желтое сердце посвящено любви к жизни. Девочка П. изобразила двух человечков, держащихся за руки, потому что проект помог им с опекуном стать ближе. Кто-то с трудом смог выразить рисунком свои эмоции, он предпочел заполнить пространство словами «счастье», и «радость», и «восторг». А кто-то нарисовал кота, солнце, парус – это говорит о приобретенном спокойствии, позитивном настроении, ребенок хочет возвращаться домой, стремится проводить больше времени с семьей.
Душевный обмен впечатлениями продолжилась интеллектуальной игрой «Сто к одному». Главными участниками игры стали дети. Взрослые «болели», поддерживали, подсказывали и считали балы. По традиции участников Проекта ждал сладкий стол. Семьи получили вкусные угощения, что добавило еще больше радости. В завершении мероприятия семьям были подарены сладкие подарки и фотоальбомы с фотографиями ярких моментов проекта. Проект завершен. Цели достигнуты.