В рамках проекта «Мы вместе», реализуемого при поддержки Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, с несовершеннолетними детьми из замещающих семей была реализована программы социального педагога по правовому воспитанию «Я и закон».
Цель программы заключалась в повышении правовой культуры подростков, эффективности профилактики и предупреждения преступлений, а также правонарушений среди несовершеннолетних для успешной социализации и адаптации в обществе.
31.08.2023 г. на базе ОГКУ «СРЦН «Друг» г. Томска» для несовершеннолетних детей из замещающих семей было проведено правовое мероприятие «Виды правонарушений и преступлений»», целью мероприятия было ознакомление несовершеннолетних с видами правонарушений и преступлений, а также с разными аспектами последствий правонарушений, с точки зрения закона. Для начала подросткам было предложено поговорить на тему прав и ответственности несовершеннолетних. После чего был дан лекционный материал, с элементами обсуждения, о видах юридической ответственности за правонарушение. Для закрепления материала была проведена игра «Соображай-ка», в которой несовершеннолетним были даны задания, где необходимо быстро и правильно ответить: к каким ответственностям относится то или иное правонарушение.
29.09.2023 г. на занятии «Мотивация правонарушений и преступлений» была проведена правовая игра «Раскрывай-ка», целью которой являлось развитие навыков работы в команде и выяснения, что толкает подростков на путь совершения правонарушений и преступлений. Командам было дано задание, найти спрятанные следы с информацией или уликой, порассуждать, что случилось и придумать версию случившегося. После чего было озвучено преступление, где ребятам было предложено ответить на вопрос о виде ответственности и наказания за данное преступление.
12.10.2023 г. была проведена правовая игра «Узнавай-ка», цель игры заключалась в том, чтобы научить несовершеннолетних самостоятельно ориентироваться в Уголовном Кодексе РФ и развить навыки работы в команде. Участникам были даны записки с описанием правонарушения или преступления, задача подростков была правильно и быстро найти статью в УК РФ, соответствующую описанной ситуации.
В рамках интенсива, в каникулярное время с 02.11.2023 г. по 03.11.2023 г. были рассмотрены темы: «Уголовная ответственность», «Законы о правах ребенка», «Преступление и наказание». Для закрепления материала, который обсуждался на прошлых занятиях, была проведена игра «Соображай-ка», в которой несовершеннолетним были даны задания, где необходимо быстро и правильно ответить: к каким ответственностям относится то или иное правонарушение. Был проведен конкурс «Права человека», целью которого являлось развитие навыков работы в команде, а также вспомнить, закрепить или приобрести знания о правах несовершеннолетних. На доске были размещены вопросы с вариантами ответов. Задача команд, выбрать быстро правильный ответ к соответствующему вопросу.
Следующий проведенный конкурс «Квалифицируйте преступление» был направлен на развитие навыков работы в команде и закрепление знаний, обсуждения мотивов и последствий противоправных действий, с целью профилактики и предупреждения преступлений среди несовершеннолетних, задача которого являлось правильное определение преступления/правонарушения и дать юридическое название. Каждой команде была представлена таблица с правонарушениями/преступлениями и варианты юридической ответственности.
Групповое Занятие «Составь кроссворд», цель развитие навыков работы в команде, а также закрепление полученного материала. Команде предложены слова, соответствующее темам программы, из которых необходимо было составить кроссворд. За каждый правильный ответ в проведенных играх команды получали жетоны, а по окончанию игры, подводились итоги и каждого участника ждал сладкий подарок.
По результатам проведенного мероприятия несовершеннолетние: ознакомлены с основными законами РФ, защищающих права ребенка; с видами правонарушений и преступлений, а также с разными аспектами последствий правонарушений, с точки зрения закона; освоили навык самостоятельно ориентироваться в Уголовном Кодексе РФ; сформировано отрицательное отношение к правонарушениям и преступлениям; понимание личной ответственности за совершение правонарушений и преступлений; повышен уровень коммуникативных навыков.