Первое, с чего начинаем обсуждение такой темы с родителями – это: А Вы читаете? Предпочитаете после работы засесть перед телевизором/компьютером/телефоном или погружены в изучение нового и хотите провести время в тишине за чтением любимого романа?
Если Ваш ребенок на регулярной основе является свидетелем, что Ваша жизнь начинается только тогда, когда заканчивается Ваш рабочий день; если видит, что Вы ничем не заинтересованы, испытываете потребность в постоянных развлечениях и не имеете стремление к развитию, познанию и росту, то желание к чтению у него так никогда может и не появиться.
Если в семье не читаются книги, ребенок воспринимает чтение как наказание. Условно: Вы лежите на диване и релаксируете, а Ваше чадо должно сидеть у себя в закрытой комнате, в тишине и думать о том, как Вам там весело смотреть телевизор или новые видео в соц-сетях. Воспринимается ли чтение как классное времяпрепровождение? – Нет. Как мука? – Да. Захочет Ваш ребенок читать добровольно при таких условиях? – Очевидно, нет.
Рекомендации:
Сядьте вместе, возьмите и себе книгу или журнал, создайте условия, чтобы вас обоих ничего не отвлекало от процесса.
Займитесь рукоделием и попросите ребенка почитать Вам вслух. Главное здесь – Вы должны быть спокойны, малоподвижны, без активных телодвижений. Маловероятно, что ребенок с удовольствием будет читать Вам, если Вы бегаете по дому; если шумы кастрюль и шипящего раскаленного масла отвлекают от столь интимного процесса погружения в собственную фантазию.
Просите пересказать прочитанное. Учите ребенка мыслить, размышлять, анализировать. Что он запомнил, что ему показалось непонятным, как бы он поступил на месте главного героя.
Смотрите фильмы/мультфильмы/сериалы по прочитанной книге, спросите у ребенка, заметил ли он какие-то отличия в содержании, так ли представлял себе персонажей, чем версия, представленная у него в голове, отличается от версии режиссерской?
Помните, что у всех людей разные вкусы, любимый Вами детский автор не обязательно понравится Вашему ребенку. Прежде, чем покапать книгу или брать в библиотеке, дайте ребенку прочесть отрывок, будет ли ему близок язык автора, понятны ли его выражения, мысли. Иначе может получиться, что все условия для чтения созданы, но книга настолько неинтересна, что чтение превращается в застревание на одном и том же предложении.
Включите аудиокнигу, пусть ребенок слушает и следит за текстом по книге.
Не заставляйте читать ребенка книгу, которая ему не понравилась.
Устюгова Дарья Сергеевна