Настраиваемся на учебный год!

Не секрет, что для многих детей и родителей начало нового учебного года влечет за собой трудности. Плохое настроение, нежелание делать уроки и рано вставать, жалобы на плохое самочувствие – лишь малая часть таких трудностей. Как результат: снижение уровня успеваемости, плохое усвоение учебных знаний и отставание от собственных возможностей.

Спустя несколько дней после начала учебного года, ученик первого класса может потерять интерес к школе, ученики младших классов нередко путают буквы в словах и могут даже забыть, как пишутся некоторые буквы. Новые учителя, поиск кабинетов в средней школе, новые предметы и новые требования могут повлиять на ученика пятого класса. Подростковый возраст требует еще большего пристального внимания.

Каждый новый учебный год – новый этап в жизни ребенка, родителей, семьи. Переход в пятый класс, перевод в другую школу, переезд в другой город, смена учителя или новые ученики, а также индивидуальные особенности учащегося – важные факторы, влияющие на успешный процесс адаптации в начале каждого учебного года.

Правильный настрой – залог успеха

Предлагаем вашему вниманию 3 шага, которые помогут настроиться на новый учебный год

Настрой родителей

  • Первое, что важно запомнить: настрой родителей передается детям! Поэтому, не стоит свою нелюбовь к школьным годам демонстрировать детям. Лучше попробуйте вспомнить интересные моменты или необычные классные часы в начале нового учебного года. Расскажите о том, как вы ждали встречи с друзьями или любимым учителем. Главное – рассказ должен быть искренним. Подумайте хорошо, прежде, чем завести разговор. Если даже не вспомнится ни одного интересного случая, не отчаивайтесь, несомненно, у второго родителя найдется хотя бы один позитивный пример.
  • Сохраняйте спокойствие, ваша поддержка необходима детям.

Внутренний настрой

  • Постепенно возвращайте ребенка в режим дня, который соответствует учебному времени, с учетом всех кружков и секций. Не следует резко переходить к ранним подъемам. Лучшим вариантом будет постепенно передвигать время на полчаса (раньше лег – раньше встал). Чем меньше стрессов для организма перед началом учебного года, тем лучше.
  • Помогите ребенку понять его самого и то, насколько полезной для него будет учеба
  • Сократите время просмотра телевизора и использование планшета
  • Помогите ребенку спланировать день, не забыв о прогулках на свежем воздухе

Интеллектуальный настрой

Если в каникулярное время ребенок не уделял время ежедневным занятиям, самое время подготовить ребенка к интеллектуальным нагрузкам, которые ждут его в начале учебного года.

  • Уделите время логическим играм и задачкам
  • Устраивайте разминки для ума
  • Внесите в распорядок дня упражнения для развития моторики и межполушарных связей
  • Каждый день просите ребенка выполнять хотя бы по одному упражнению, направленному на развитие памяти, внимания, мышления
  • Уделите внимание речи и письменному языку
  • Если ребенок летом не занимался и не читал книг, самое время дать небольшую интеллектуальную нагрузку. Повторите с ребенком материал прошлого учебного года. Вспомните правила, без которых будет не обойтись в новом году.

Фразы, которые могут помочь в беседе с ребенком

  • «Теперь ты школьник (второклассник/третьеклассник и так далее)! Наша гордость!»
  • «Так радостно, что ты идешь в школу! Тебя ждет встреча с одноклассниками, и мы уверены, что в этом году ты узнаешь много нового и интересного!»
  • «Знаешь, не у каждого сразу все получается отлично. Но если человек старается, он обязательно добивается того, чего хочет, а мы в свою очередь тебе с удовольствием поможем. Обращайся, если возникнут трудности»

Подведение итогов

Необходимо помнить, что каждый ребенок – это отдельная личность со своими особенностями. Темп адаптации в начале учебного года у каждого свой. Благоприятная атмосфера в семье, понимание нужд и тревог ребенка помогут сохранить доброжелательное отношение к школе и учебному процессу. Помогите ребенку запомнить или вспомнить все требования, которые предъявляет школа к ученику, как следует себя вести, не давайте много дополнительной нагрузки в начале учебного года.

Успехов и гармоничного развития!

Ссылка:https://4brain.ru/blog/настраиваемся-на-новый-учебный-год/

Проект «Учимся жить вместе»

26.08.2022 г. для замещающих родителей был проведен семинар с привлечением психолога благотворительного фонда «Меркурия» на тему: «Школа и родители, разграничиваем ответственность. Как помочь справиться с конфликтами». Опекунам был подготовлен материал на тему того, как должны выстраиваться отношения между ребенком, школой и родителем, какую позицию должны занимать родители в отношении школьных обязанностей и уроков, как развивать детям самостоятельность, ответственность. Также была затронута тема мотивации,  в том числе школьной и тема волеизъявления у детей. После чего от опекунов прозвучало много вопросов, которые были связаны с тем, как подготовить ребенка к школе в эмоциональном и моральном плане, как мотивировать на учебный процесс подростков, а также активное обсуждение темы адаптации детей в школе.

Для замещающих детей было проведено групповые занятия по программам «Мир в душе» и «Мир дому моему». Понимание того, как вести себя в затруднительных ситуациях; приобретение навыков конструктивного решения конфликтов в семье, в школе, со сверстниками; лучшее понимание свои эмоций и эмоций других стали основными темами занятий.

На занятие по АРТ-терапии «Моё будущее» дети лепили из пластилина свои будущие профессии, развивая воображение, фантазию, мелкую моторику, проявляли эстетический вкус и художественный талант.

Что делать, если ребенок не хочет читать ?

Первое, с чего начинаем обсуждение такой темы с родителями – это: А Вы читаете? Предпочитаете после работы засесть перед телевизором/компьютером/телефоном или погружены в изучение нового и хотите провести время в тишине за чтением любимого романа?

👨‍👩‍👦Если Ваш ребенок на регулярной основе является свидетелем, что Ваша жизнь начинается только тогда, когда заканчивается Ваш рабочий день; если видит, что Вы ничем не заинтересованы, испытываете потребность в постоянных развлечениях и не имеете стремление к развитию, познанию и росту, то желание к чтению у него так никогда может и не появиться.

Если в семье не читаются книги, ребенок воспринимает чтение как наказание. Условно: Вы лежите на диване и релаксируете, а Ваше чадо должно сидеть у себя в закрытой комнате, в тишине и думать о том, как Вам там весело смотреть телевизор или новые видео в соц-сетях. Воспринимается ли чтение как классное времяпрепровождение? – Нет. Как мука? – Да. Захочет Ваш ребенок читать добровольно при таких условиях? – Очевидно, нет.

Рекомендации:
📚Сядьте вместе, возьмите и себе книгу или журнал, создайте условия, чтобы вас обоих ничего не отвлекало от процесса.
📚Займитесь рукоделием и попросите ребенка почитать Вам вслух. Главное здесь – Вы должны быть спокойны, малоподвижны, без активных телодвижений. Маловероятно, что ребенок с удовольствием будет читать Вам, если Вы бегаете по дому; если шумы кастрюль и шипящего раскаленного масла отвлекают от столь интимного процесса погружения в собственную фантазию.
📚Просите пересказать прочитанное. Учите ребенка мыслить, размышлять, анализировать. Что он запомнил, что ему показалось непонятным, как бы он поступил на месте главного героя.
📚Смотрите фильмы/мультфильмы/сериалы по прочитанной книге, спросите у ребенка, заметил ли он какие-то отличия в содержании, так ли представлял себе персонажей, чем версия, представленная у него в голове, отличается от версии режиссерской?
📚Помните, что у всех людей разные вкусы, любимый Вами детский автор не обязательно понравится Вашему ребенку. Прежде, чем покапать книгу или брать в библиотеке, дайте ребенку прочесть отрывок, будет ли ему близок язык автора, понятны ли его выражения, мысли. Иначе может получиться, что все условия для чтения созданы, но книга настолько неинтересна, что чтение превращается в застревание на одном и том же предложении.
📚Включите аудиокнигу, пусть ребенок слушает и следит за текстом по книге.
📚Не заставляйте читать ребенка книгу, которая ему не понравилась.

Устюгова Дарья Сергеевна