Самоповреждающее поведение подростков— это сложный феномен, который требует внимательного рассмотрения и глубокого понимания. В переходный возраст молодые люди испытывают множество эмоциональных бурь, что делает их особенно уязвимыми. Психологические факторы, такие как депрессия, тревожность и низкая самооценка, нередко толкают подростков к деструктивным действиям, которые, на первый взгляд, могут казаться способом избавления от внутренней боли.
Самоповреждающее поведение (его еще называют селфхарм) – это систематическое намеренное физическое повреждение своего тела.
Это одно из проявлений аутоагрессии — иррационального способа снижения психического напряжения через саморазрушение. Крайним трагическим выражением аутоагрессии может стать суицид.
Первые эпизоды самоповреждения происходят в состоянии мучительного страдания, ощущаемого подростком как бесконечное и безнадежное: например, при расставании с любимым человеком, в ситуации школьного буллинга, кризисе отношений с родителями. Интенсивность негативных чувств становится слишком высокой и у подростка начинают возникать навязчивые мысли — нанести на кожу порезы, затушить об себя сигарету и т.п. самоповреждающее поведение является парасуицидальным, т.е., имитирующим сумцмд без намерения его совершения, но несящим большую опасность для здоровья и жизни.
Ощущение физической боли (адреналиновая встряска) позволяет снизить интенсивность негативных переживаний (чувства одиночества, вины, раздражения, тревоги, гнева и беспомощности). Подростки, совершающие самоповреждения, говорят, что после этого «как-будто чувствуют облегчение», ощущают себя «снова живым», избавляясь на некоторое время от тягостной внутренней пустоты. Однако, это большая иллюзия.
К самоповреждающему поведению (в более стертой форме) можно отнести целый ряд симптомов: кусание губ до крови, сгрызание кожи вокруг ногтей, навязчивое стремление к модификациям своего тела (многочисленные пирсинги и татуировки). И хотя подросток может уверять, что просто «ему так нравится», родителям стоит отнестись к психологическому состоянию подростка с максимальным вниманием.
Есть психотипы подростков, которые наносят себе вред с демонстративной целью, пытаясь обратить на себя внимание окружающих. Они могут выкладывают фото с порезами в соцсети, чтобы объект их любви или родители увидели эти жертвы и пришли на помощь. В этих случаях близкие часто недооценивают тяжесть ситуации, считая такое поведение неуместной манипуляцией. Однако, даже если это и так, это сигнал тревоги, игнорировать который нельзя. И, если самостоятельно справиться не удаётся, стоит незамедлительно обратиться к специалистам.
Опасность селфхарма заключается в закреплении и расширении разрушительных способов поведения и в непосредственной опасности для здоровья. Бывает, что взрослые пренебрегают проявлениями психологического неблагополучия подростка, руководствуясь убеждением «Пройдёт!». Но чаще всего и родители, и педагоги, заметив следы селфхарма у подростка, чувствуют сильные эмоции – страх, негодование, растерянность, гнев. В этом смысле, «не замечать» — тупиковая стратегия и для взрослого, ведь невозможно убежать от собственной тревоги.
В целом, портрет аутодекструктивного портрета может выглядеть следующим образом. Характерные черты: тревожность, внушаемость, впечатлительность, зависимость от группы, потребность в постоянной поддержке окружающих, несамостоятельность, отсутствие инициативы в выборе личной линии поведения. В семье они не чувствуют себя в безопасности, испытывают острую неудовлетворенную потребность в эмоциональном комфорте, принятии и стабильности, отмечая по отношению к ним «непоследовательность» матери и «враждебность» отца. К себе такие подростки испытывают противоречивые чувства: неприятие своего тела сочетается с идеями собственной исключительности, настроение скачет от восприятия себя превосходным до ощущения полной ничтожности. Кроме возрастного кризиса, могут иметь место и индивидуальные биологические факторы, способствующие появлению аутоагрессии у подростка и даже ребенка: соматическая ослабленность, последствия родовой
травмы в виде церебрастенического синдрома (истощаемость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нарушения памяти, внимания, недостаточность мотивационной и волевой сферы). Физиологические особенности нервной системы дают высокую эмоциональную чувствительность. Страдания и слезы близких людей для таких детей настолько невыносимы, что они замыкаются в своих переживаниях, боясь потревожить или огорчить родителей. А душевная боль требует выхода, прорываясь в патологическом паттерне самоповреждения.
Так или иначе, в основе самоповреждающего поведения ребенка лежат деструктивные детско-родительские отношения, в которых ребенок не получает что-то жизненно важное для его психики, или получает нечто токсическое (психологическое и физическое насилие, инцест). Ошибки семейного воспитания при определенной биологической предрасположенности ребенка становятся серьезными факторами появления у него самоповреждающего поведения. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
1) Непоследовательное воспитание и жесткие наказания в раннем детстве, непредсказуемые для ребенка. Гнев взрослых, их ярость и крики пугают ребенка настолько, что он начинает наказывать себя сам, как бы опережая реакцию взрослых и в определенной мере предупреждая ее.
2) Сверхтребовательность родителей, культивирование в ребенке вины и стыда. Если не получается соответствовать требованиям родителей, в ребенке формируется убеждение «Я плохой», и тогда самонаказание становится для него «правильным». Если же у ребенка иногда получается добиться успеха, амбициозные родители еще больше повышают планку ожиданий, поддерживая в ребенке перфекционизм. Такие дети чрезвычайно болезненно реагируют на неудачи, не умеют проигрывать, их преследует страх провала, стыд не оправдать родительские ожидания. Это может выливаться в импульсивное самоповреждение, поскольку проявить агрессию на родителей ребенок не может или даже не смеет допустить.
3) Эмоциональный вакуум в семье, напряжение в семейной системе. Подросток не видит другого способа заявить о своих страданиях, добиться внимания или жалости со стороны родителей, кроме как через шокирующие порезы на руках. Чувствуя себя одиноким, не понятым и не принятым, не имея навыка нормального проживания эмоций, реагировать на любую стрессовую он начинает искаженно – через самоповреждение. Селфхарм, по высказываниям подростков, «как будто возвращает в реальность» из пустоты. В таких семья, как правило, имеются проблемы с распознаванием и выражением чувств у всех членов семьи, а эмоции ребенка с детства отвергаются. Эмоциональная «замороженность» родителей приводит к тому, что подросток «не чувствует, что он есть в мире». Самоповреждение для него становится «шоковой терапией», встряской, тестированием себя на «живой-неживой».
Психическое здоровье подростков – это важная тема, которая требует нашего самого пристального внимания. Признаки самоповреждения могут быть тонкими и незаметными, но их нельзя игнорировать.
Не медлите с обращением за помощью, если вы заметили эти сигналы у подростка. Важно создать безопасное пространство, где они могут открыто говорить о своих чувствах. Поддержка профессионалов, будь то психологи или консультанты, может стать решающим шагом на пути к исцелению. Помните, что раннее вмешательство может предотвратить развитие более серьезных проблем и дать подросткам возможность справиться со своим горем. Каждый из нас несет ответственность за благополучие молодых людей вокруг нас.