#Другсоветпсихолога
Когда мы говорим о подростковом периоде, мы обязательно упоминаем, что этот период – важный и, обычно – не простой.
Это время выбора, который во многом определяет всю последующую жизнь. В возрасте 11-15 лет меняется система ценностей и интересов ребёнка. У подростков ярко выражается стремление к индивидуализации и утверждению своего «Я». Внешне ребёнок может проявляться в грубости, скрытности, стремлении поступать наперекор требованиям взрослых. И всё бы ничего, но подросток ещё не совсем умеет анализировать причины того, что с ним происходит. Он ещё не имеет достаточного социального опыта и навыка эмоциональной рефлексии. У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессивные состояния. В этот период ребёнок, становящийся взрослым, сталкивается с необходимостью активного формирования социальной идентичности. Он знакомится с совокупностью ролей, которые предлагает ему общество. Каждая роль имеет свои ценности и задачи, с которыми подрастающему человеку теперь всё чаще приходится справляться самостоятельно. Чем больше социально-одобряемых социальных ролей входит в репертуар подростка, тем больше он имеет возможностей для успешной социализации, тем шире круг его общения, а при условии успешного освоения задач – выше самооценка и крепче жизненные позиции.
Да, подросток сталкивается с непростыми задачами социализации и взросления. Для этого жизненного периода характерно развитие критического мышления. И вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?» приобретает новую глубину.
Подросток нуждается в аутентичности – искренности, подлинности. Он не переносит противоречивости и особенно склонен к справедливости, зачастую, ориентированной на внутренне восприятие. Подросток ориентируется на свои чувства, на свой внутренний мир и во всём стремится найти истину, ответ на вопросы «Кто я? Для чего я? Как всё устроено? Кто враг? А кто друг?».
Многомерное восприятие реальности, свойственное зрелой психике сформируется ещё не скоро. Постепенно, с пониманием чужого опыта, формированием толерантности, осознанием себя, категоричность, свойственная подростку пропадёт. А пока, подростки крайне чувствительны к любым противоречиям. Именно поэтому, пытаясь рассказать подросткам о каких-либо ценностях, которых вы сами не придерживаетесь, взрослые терпят крах. Учитель, призывающий к человеколюбию, при этом сам оскорбляющий учеников, не будет услышан. Родитель, твердящий о здоровом образе жизни, однако, сам выпивающий по выходным, не будет услышан.
Тренер, заставляющий отжиматься сотый раз, при этом сам не следящий за своим физическим состоянием, не будет услышан.
Всё начинается с примера.
Как говорить о ценностях с подростками?
1. Подростки любят рассуждать, философствовать, все ставить под сомнение, задавать неудобные вопросы, «умничать». Эту черту нужно использовать. Организовывайте дебаты, дискуссии, деловые игры и тренинги, где у каждого участника будет возможность быть услышанным, где любое мнение ценно и важно. Откажитесь от оценочного мнения на таких событиях, пусть дети свободно выражают себя, направляйте процесс и благодарите за активность.
2. Со подростками лучше всего не просто говорить о ценностях, а выводить дискурс в плоскость практики. Не читать лекции о добрых делах, а предложить создать и реализовать свои добрые проекты, принести пользу бабуле, своему двору, приюту для животных, соседу. Пусть сами выберут, кому и почему хотят помочь. В ходе работы над проектом они заодно разовьют важные навыки: командную работу, креативность, эмпатию, ориентированность на результат, социальную ответственность.
3. Предложите подросткам ценности в качестве идеи для творческих работ, подкастов, постов в социальных сетях, блогов, школьных флешмобов, спектаклей, выставок. Не ограничивайте их в инструментах, поощряйте креативность и инициативу. Сделайте дома книжный клуб или студию звукозаписи, если позволяют ресурсы и терпение — пусть обсуждают то, что им нравится, а вы получите право предлагать темы на повестку дня.
4. Создавайте условия для самоанализа и рефлексии, возможности поделится своими успехами и сложностями, соотнести свои действия с общепринятыми ценностями. Это развивает самосознание, запускает механизмы саморазвития, развивает эмоциональный интеллект и ответственное отношение к своим словам и действиям.
Предложите за ужином делиться главным, рассказывать, что случилось за день, что они поняли и почувствовали.
5. Создайте ценностный кодекс семьи. Предложите честно подумать над тем, что для них важно, как бы они хотели себя чувствовать в своем доме, что является для них неприемлемым.
6. Составьте общий список, а затем предложите подумать и зафиксировать: какие ежедневные поступки способствуют или препятствуют желаемой картине взаимоотношений? Каким ценностям это соответствует или противоречит? В завершении переложите список в формат семейного кодекса, проведите голосование (каждый должен быть уверен, что его голос учтен!) и закрепите на видном месте. Принятие правил каждым и осознание личного вклада — условия, при которых кодекс будет действовать, а желаемые ценности станут частью повседневности.
Когда мы говорим о подростковом периоде, мы обязательно упоминаем, что этот период – важный и, обычно – не простой.
Это время выбора, который во многом определяет всю последующую жизнь. В возрасте 11-15 лет меняется система ценностей и интересов ребёнка. У подростков ярко выражается стремление к индивидуализации и утверждению своего «Я». Внешне ребёнок может проявляться в грубости, скрытности, стремлении поступать наперекор требованиям взрослых. И всё бы ничего, но подросток ещё не совсем умеет анализировать причины того, что с ним происходит. Он ещё не имеет достаточного социального опыта и навыка эмоциональной рефлексии. У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессивные состояния. В этот период ребёнок, становящийся взрослым, сталкивается с необходимостью активного формирования социальной идентичности. Он знакомится с совокупностью ролей, которые предлагает ему общество. Каждая роль имеет свои ценности и задачи, с которыми подрастающему человеку теперь всё чаще приходится справляться самостоятельно. Чем больше социально-одобряемых социальных ролей входит в репертуар подростка, тем больше он имеет возможностей для успешной социализации, тем шире круг его общения, а при условии успешного освоения задач – выше самооценка и крепче жизненные позиции.
Да, подросток сталкивается с непростыми задачами социализации и взросления. Для этого жизненного периода характерно развитие критического мышления. И вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?» приобретает новую глубину.
Подросток нуждается в аутентичности – искренности, подлинности. Он не переносит противоречивости и особенно склонен к справедливости, зачастую, ориентированной на внутренне восприятие. Подросток ориентируется на свои чувства, на свой внутренний мир и во всём стремится найти истину, ответ на вопросы «Кто я? Для чего я? Как всё устроено? Кто враг? А кто друг?».
Многомерное восприятие реальности, свойственное зрелой психике сформируется ещё не скоро. Постепенно, с пониманием чужого опыта, формированием толерантности, осознанием себя, категоричность, свойственная подростку пропадёт. А пока, подростки крайне чувствительны к любым противоречиям. Именно поэтому, пытаясь рассказать подросткам о каких-либо ценностях, которых вы сами не придерживаетесь, взрослые терпят крах. Учитель, призывающий к человеколюбию, при этом сам оскорбляющий учеников, не будет услышан. Родитель, твердящий о здоровом образе жизни, однако, сам выпивающий по выходным, не будет услышан.
Тренер, заставляющий отжиматься сотый раз, при этом сам не следящий за своим физическим состоянием, не будет услышан.
Всё начинается с примера.
Как говорить о ценностях с подростками?
1. Подростки любят рассуждать, философствовать, все ставить под сомнение, задавать неудобные вопросы, «умничать». Эту черту нужно использовать. Организовывайте дебаты, дискуссии, деловые игры и тренинги, где у каждого участника будет возможность быть услышанным, где любое мнение ценно и важно. Откажитесь от оценочного мнения на таких событиях, пусть дети свободно выражают себя, направляйте процесс и благодарите за активность.
2. Со подростками лучше всего не просто говорить о ценностях, а выводить дискурс в плоскость практики. Не читать лекции о добрых делах, а предложить создать и реализовать свои добрые проекты, принести пользу бабуле, своему двору, приюту для животных, соседу. Пусть сами выберут, кому и почему хотят помочь. В ходе работы над проектом они заодно разовьют важные навыки: командную работу, креативность, эмпатию, ориентированность на результат, социальную ответственность.
3. Предложите подросткам ценности в качестве идеи для творческих работ, подкастов, постов в социальных сетях, блогов, школьных флешмобов, спектаклей, выставок. Не ограничивайте их в инструментах, поощряйте креативность и инициативу. Сделайте дома книжный клуб или студию звукозаписи, если позволяют ресурсы и терпение — пусть обсуждают то, что им нравится, а вы получите право предлагать темы на повестку дня.
4. Создавайте условия для самоанализа и рефлексии, возможности поделится своими успехами и сложностями, соотнести свои действия с общепринятыми ценностями. Это развивает самосознание, запускает механизмы саморазвития, развивает эмоциональный интеллект и ответственное отношение к своим словам и действиям.
Предложите за ужином делиться главным, рассказывать, что случилось за день, что они поняли и почувствовали.
5. Создайте ценностный кодекс семьи. Предложите честно подумать над тем, что для них важно, как бы они хотели себя чувствовать в своем доме, что является для них неприемлемым.
6. Составьте общий список, а затем предложите подумать и зафиксировать: какие ежедневные поступки способствуют или препятствуют желаемой картине взаимоотношений? Каким ценностям это соответствует или противоречит? В завершении переложите список в формат семейного кодекса, проведите голосование (каждый должен быть уверен, что его голос учтен!) и закрепите на видном месте. Принятие правил каждым и осознание личного вклада — условия, при которых кодекс будет действовать, а желаемые ценности станут частью повседневности.