Соблюдение цифровой гигиены и безопасное пользование сетью Интернет

#ДругСоветыПсихолога
Современные дети рождены в эпоху тотальной цифровизации, для них Интернет – обыденность, а не чудо, как для их родителей, а тем более – бабушек и дедушек. Почти 90% российских детей в возрасте 7-10 лет имеют собственный смартфон или планшет. И, несмотря на многочисленные достоинства Интернета, у него есть существенные опасности для психического и физического здоровья не только детей, но и взрослых. Соблюдение цифровой гигиены и безопасное пользование сетью Интернет должны стать уверенными компетенциями каждого современного человека.
С какими опасностями мы можем встретиться в пространстве сети Интернет?

Нежелательный контент
Находясь в интернете, ребенок может наткнуться на контент, который не соответствует его возрасту. Сюда можно отнести порнографию, сцены физического насилия и жестокости по отношению к людям и животным, использование оружия, конфликты на религиозной почве и многое другое. Более 50% детей сталкивались с чем-то из этого списка, но большинство из них делали это не по своей воле, а случайно перейдя по незнакомой ссылке.
Кибербуллинг
Онлайн-травля часто встречается в детских коллективах. Например, одноклассники или сверстники ребенка могут создать группу ВКонтакте, где будут всячески его высмеивать. Если ребенок уже достаточно взрослый, то ему можно будет объяснить, что своими эмоциями он дополнительно мотивирует одноклассников на травлю, но в большинстве случаев это не уменьшает нагрузку на детскую психику и всегда является серьёзным стрессом. В таком случае обязательно нужно обратиться за помощью взрослых: родителей, учителей, психологов, чтобы прекратить травлю и нивелировать её последствия.
Шантаж
На такой крючок может попасться любой человек. Происходит это примерно так: человек прикидывается модельным агентом и всеми возможными способами выманивает фото или видео в нижнем белье. Если ребёнок решается на этот шаг, «модельный агент» начинает нагло требовать новые фото, шантажируя ребенка уже имеющимися снимками. Ребенок может рассказать об этом родителям, если в семье царит максимальный уровень доверия. Однако в подавляющем большинстве случаев дети боятся осуждения со стороны взрослых и продолжают идти на поводу у мошенников. По такой же схеме могут действовать «ухажёры», желающие познакомиться поближе.
Тематические паблики
В социальных сетях достаточно много пабликов, содержащих контент об «идеальной красоте», «идеальном весе». Подобные публикации могут спровоцировать нарушение самооценки, влекущее за собой нездоровый интерес к диетам и желанию радикально поменять внешность. Так же, опасны группы и публикации, содержащие темы насилия, экстремизма, депрессивных настроений, пропаганды запрещённых веществ. Конечно, разработчики социальных сетей следят за контентом, но всё же, достаточно большое количество вредоносной информации находится в свободном доступе пользователей.

Секты
Личность ребенка еще не до конца сформирована, поэтому ему можно навязать все что угодно. Да и многим взрослым – тоже. Так появляются различные движения, целью которых является призыв детей к противоправным, либо вредным для их благополучия действиям.

Чтобы ребёнок оставался в безопасности, нужно честно и понятно рассказывать ему о последствиях неосторожных действий в Интернете. Делитесь своим опытом и мыслями, интересуйтесь тем, что увлекает вашего ребёнка, делитесь советами о безопасном общении. Обязательно говорите на темы полового воспитания и личных границ. А если вам это удаётся с трудом – не стесняйтесь обратиться за помощью специалистов.
Объясняйте ребёнку, что каждый человек может ошибаться. Рассказывайте о своих «провалах» и об опыте их преодоления. Важно дать ребёнку понять, что в случае ошибки, он всегда может и даже должен обратиться к вам. Но, вам стоит помнить, что ваша реакция на ошибку ребёнка всегда должна быть деликатной и безопасной для него.
Кроме того, не пренебрегайте специальными программами, позволяющими контролировать активность ребёнка в Интернете.
Информацию о том, как обеспечить техническую безопасность ребёнка в Интернете можно прочитать в статье, размещённой на портале Госуслуг,
перейдя по следующей ссылке:
https://clck.ru/3AZPwU

А далее мы позволим себе дать вам советы о том, как помочь ребёнку безопасно пользоваться гаджетами, опираясь на навыки эмоционального интеллекта и критического мышления. Ведь чтобы грамотно вести себя в Интернете, нужно уметь фиксировать и осознавать свои эмоции, относительно потребляемого контента, а так же формировать собственное мнение, адекватно оценивая информацию.

Итак, вот несколько простых упражнений для развития эмоционального интеллекта и критического мышления:

1. Будьте для детей ясными. Объясняйте им, почему вы сердитесь, радуетесь, удивляетесь, боитесь. Рассказывайте, что вы чувствуете в той или иной ситуации. Дети всегда внимательно следят за нами. И чем понятнее для них наше взрослое поведение, тем проще им научиться распознавать свои эмоции.
2. Играйте в игры, помогающие развивать воображение. Например, в «Крокодила». Вместе отгадывайте тризы и головоломки. Вместе ищите нестандартные решения стандартных задач.
3. Повесьте на стену плакат с перечнем эмоций и попросите ребёнка каждый день отмечать, что он чувствует сегодня. Можете т сами попробовать отмечать своё настроение на отдельном плакате или в удобном приложении на смартфоне. Это довольно увлекательно!
4. Попросите ребенка пересказать книгу, фильм, сюжет его любимой компьютерной игры. Задайте вопросы по содержанию, спросите его мнение, попросите обосновать. Не перебивайте, чем длиннее и логичнее выйдет рассказ, тем лучше.
5. Попросите ребенка найти как можно больше информации про любимого блогера, актёра, певца, спортсмена, политика: где он родился, какое образование получил, почему выбрал такой вид деятельности, какая у его деятельности тематика и ценности. Дайте ребенку сделать это самостоятельно и поделиться своим мнением. Объясните, что рекомендации, советы, реклама в Интернете — это часть профессии, а не личные предпочтения этого человека.
6. Учите ребенка самостоятельной работе с поисковыми системами и большими объемами информации. Попросите его, например, составить программу семейного отдыха в ближайшее воскресенье с 10:00 до 17:00 и бюджетом в 3000 рублей. Для этого ребенку придется определить свой замысел, задать критерии для поиска, найти нужную информацию, сделать выводы и отразить их в виде программы действий.
7. Во время поиска в интернете, объясните ребенку, что стоит обращать внимание в большей степени на содержание контента, а не на популярные формы, такие как ролики, блоги, рилсы.
Но самое важное в формировании безопасного поведения в Интернете — это эмоциональная теплота в семье. Старайтесь заполнить время жизни с ребёнком интересными и радостными событиями оффлайн. Ведь никакой контент не способен удовлетворить потребность человека в искренней близости и любви.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *