«Привычка – это вторая натура».
Наверняка, мало кому приятно осознавать, что вредные привычки являются частью нашей личности и личности наших детей. Однако, привычки, действительно, могут рассказать о нас многое.
Нежелательные привычки проявляются у детей, чаще всего, по причине недостатка внимания со стороны взрослых. Если значимые взрослые принимают активное участие в жизни ребёнка, его социализация и адаптация проходят гораздо спокойнее и безопаснее.
Любое деструктивное поведение – это попытка заявить о себе, привлечь к себе внимание, особенно, если не получается сделать это другими способами.
Также причиной вредных привычек могут стать психические и физические трудности в развитии ребёнка. Поэтому, всегда стоит обращать внимание на состояние здоровья ребёнка.
Ещё одной причиной формирования вредных привычек можно назвать негативное влияние сверстников. Особенно опасным это явление может быть, если у ребёнка низкая самооценка, но высокая потребность в одобрении и общении.
Привычки можно разделить на патологические и непатологические.
К патологически вредным привычкам относятся ритуалы, проявляющиеся на фоне нехватки родительского внимания, гиперопеки, или чересчур строгого воспитания.
Но, например, ковыряние в носу может быть спровоцировано сухостью слизистой оболочки носа. Поэтому, не драматизируйте, а сперва, убедитесь в том, насколько хорошо чувствует себя ребёнок.
Ногти часто грызут пугливые, тревожные, гиперчувствительные дети. Такая манипуляция позволяет им успокоиться, и чувствовать себя более комфортно в изменяющихся условиях.
Пытаясь успокоиться, ребенок также может начать:
• посасывать пальцы (многие дети сосут собственную одежду и постельное белье);
• биться головой о подушку;
• расчесывать руки и ноги;
• манипулировать интимными частями тела.
Непатологические вредные привычки появляются на фоне неправильного воспитания: некоторые родители сами могут демонстрировать нежелательное поведение, но чаще речь идет об отсутствии у детей понятия о необходимых культурно-гигиенических навыкав.
Виды непатологических вредных привычек:
• использование в речи нецензурных слов;
• использование в речи слов-паразитов;
• курение и употребление спиртных напитков;
• предпочтение вредной пищи и др.
Если привычки глубоко укореняются, родителям следует обратиться либо к детскому психологу, либо к неврологу.
Так же стоит учитывать, что на разных возрастных этапах детей могут посещать “стереотипии”, или стереотипные движения. Это тики или тикоподобные состояния, которые так же могут трактоваться как привычки. Обычно они появляются либо при засыпании, либо при монотонном занятии, например, при просмотре телевизора. Выраженной патологией это не является, но корректировка здесь однозначно требуется.
• понаблюдать за ребенком, посмотреть, когда он совершает нежелательные действия, и как долго он это делает;
• заменить нежелательное действие на что-нибудь аналоговое. Например, если ребенок раздирает кутикулу на пальцах, можно сшить ему игрушку с большим количеством хорошо закрепленных пуговиц или бусин;
• отвлечь ребенка. Когда он начинает совершать нежелательное действие, ему нужно что-нибудь незаметно дать в руки.
Даже при соблюдении этих рекомендаций может наблюдаться регресс: это происходит, когда ребенок попадает в тревожную ситуацию. В этом случае родителям следует повторить всю процедуру с самого начала.
• стыдить ребенка, привлекать внимание других людей к его нежелательному поведению. Не следует и сравнивать его с другими детьми, которые, по мнению родителей, ведут себя идеально: это провоцирует развитие комплексов и страхов;
• запугивать страшными небылицами (пальцы отвалятся, нос отвалится, волосы расти не будут, зубы выпадут): это способствует усилению тревожности, появлению страхов и фобий;
• кричать, читать нотации.
При помощи строгого внушения можно только остановить навязчивое действие. Долгосрочного эффекта этот способ не оказывает. Наоборот, родитель может добиться обратного: внимание
ребенка к вредной привычке укоренится, а его нервозность усилится.
Если родители продолжат натиск, обычная привычка, которая легко корректируется, перерастет в навязчивость.
Один из самых действенных методов профилактики вредных привычек у детей— замещение нежелательных действий желательными. Фактически это приучение к здоровым и полезным занятиям.
Психологи считают, что жизненное пространство человека всегда будет чем-то заполнено. И если не хорошими привычками, то плохими.
Особенность вредных привычек состоит в том, что они формируются без особых усилий. А вот полезные привычки вырабатываются с трудом. Этому нужно уделять время, деньги, тратить эмоциональные и физические силы. Но если заручиться упорством и терпением, можно добиться успеха. Тем более что детям гораздо проще менять свой жизненный уклад, чем взрослым. Они легко адаптируются к переменам.
И еще. Наверняка вы хотели бы иметь пару полезных привычек, вроде бега по утрам или закаливания холодной водой. Но одно дело начать приобщаться к здоровой и спокойной жизни во взрослом возрасте, а другое — делать то, что вы делали долгие годы в родительской семье. И представьте, как будет легко вашим детям поддерживать свои полезные привычки, если вы привьёте их им прямо сейчас.
Итак, что можно сделать для профилактики вредных привычек у детей:
1. Подавать личный пример. Показывать, что полезные привычки — это круто, весело, здорово.
2. Создавать положительные ассоциации с новой хорошей привычкой. К примеру, если вы решили приобщить сына к плаванию, покажите фото пловцов: какая у них красивая и мужественная фигура, понаблюдайте за тем, как красиво они двигаются в воде и поразмышляйте, как это влияет на их обычную жизнь, как они себя чувствуют, какие возможности им доступны.
3. Объяснять, что привитие полезных привычек для детей — не родительский каприз, а обоснованное желание улучшить жизнь, здоровье, интеллектуальные способности ребёнка. Объяснение должно быть на понятном языке, с учетом возраста ребенка и его восприятия.
4. Внедрять изменения постепенно. При этом ограничиться одной хорошей привычкой. Когда она сформируется, перейти к другой. Разработать план действий и не отступать от него. Ваша последовательность — залог успеха.
5. Не прекращать прилагать усилия по внедрению хороших привычек для детей, если натолкнулись на пассивность, протест. Лучше отложить эту задачу на неделю-месяц, найти другой подход или мотивацию. Но не отказываться от запланированного.
6. Хвалить ребенка за приложенные усилия, не наказывать за слабый или нулевой результат. Возможно, нужно снизить требования. Например, не заставлять есть только полезные продукты. А вводить их в рацион постепенно, вытесняя таким образом пищевые вредности.